Авторециклинг — "реинкарнация" старых автомобилей

Отрасль российского авторециклинга обладает огромным потенциалом. Ежегодно в стране выходит из эксплуатации не менее миллиона автомобилей, а большую часть автопарка составляют машины старше десяти лет. Но, как правило, вместо того, чтобы приносить прибыль, получив вторую жизнь после переработки, автохлам обретает последний приют на свалках, загрязняя вредными веществами окружающую среду. Причина тому—отсутствие разветвленной инфраструктуры для приёма, разборки старых транспортных средств, переработки автолома и автокомпонентов. О том, как её создать и о перспективах российского авторециклинга рассказал кандидат технических наук, начальник исследовательской лаборатории научно-исследовательского центра ОАО «АВТОВАЗ» Роман Петров.

—Роман Леонидович, в каком состоянии сегодня находится российская система авторециклинга?

В последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных деталей становится всё более актуальной для многих регионов России. Машины и автокомпоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты.

Шины, аккумуляторные батареи, стёкла, металлические и полимерные изделия, отработанное масло и другие эксплуатационные жидкости содержат большое количество вредных для окружающей среды веществ. Несмотря на это,
автовладельцы, не заинтересованные сдавать отслужившие автомобили в утилизацию, обычно их просто вывозят на свалки. Система авторециклинга в России не развита, прежде всего, потому что отсутствует необходимая для её создания нормативно-правовая база.

Практически никакого реального стимула для развития национальной системы авторециклинга не дал и проведенный Правительством РФ в 2010—2011 годах эксперимент с программой утилизации автомобилей. Как показывают аналитические данные Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ), утилизация сдаваемых автомобилей проходила без использования индустриальных технологий осушения, демонтажа, шредирования, селективного сбора и переработки отдельных видов материалов. Это привело к безвозвратной потере вторичных материальных ресурсов и причинению вреда окружающей среде.

—Каков коэффициент вторичной переработки легкового автомобиля?

Различают коэффициент рециклинга (повторного использования и вторичной переработки) и коэффициент утилизации автомобиля. Они выражаются в процентах к массе автомобиля. Второй всегда больше, так как в нём учитывается также возможность так называемой энергетической утилизации (сжигания с использованием полученного тепла). Любой серийный автомобиль теоретически имеет коэффициент рециклинга более 75%, так как для
всех металлов существуют технологии переработки. Однако реальный коэффициент вторичной переработки зависит от многих факторов, связанных с развитостью инфраструктуры авторециклинга в конкретной стране.

—Сколько российских автомобилей, официально выведенных из эксплуатации, попадают в утилизацию?

Директивы ЕС требуют для стран еврозоны вести точную статистику по утилизации отслуживших автомобилей, которая официально публикуется. Требований по учёту такой статистики в России пока нет, поэтому точных данных по нашей стране не существует.

—А насколько развита система утилизации и переработки автомобилей и автокомпонентов в промышленно развитых странах? Какие существуют механизмы систем авторециклинга?

Стандартная схема работы системы авторециклинга в странах Европы выглядит следующим образом. Автовладельцы сдают свои автомобили, получая взамен сертификаты об утилизации. Затем машины перевозятся на специальные предприятия, где сливаются все эксплуатационные жидкости, демонтируются все обязательные и экологически опасные компоненты, а также комплектующие, которые можно продать как запчасти или переработать. После этого остатки автомобилей обычно пакетируют для уменьшения объёмов при транспортировке и везут на шредерный завод, где измельчают, очищают и сортируют по группам материалов. Материалы разделяют на черный и цветные металлы, легкие фракции (полимеры, органика, обивка, стекло и др.) Утилизировать легкую фракцию (около 10–15% от массы автомобиля) пока затруднительно, поэтому, как правило, она поступает на свалки. Хотя определенный прогресс в Европе есть—начали применяться экономически рентабельные технологии газификации отходов.

—Насколько прибылен авторециклинг как бизнес? Какие существуют варианты финансирования систем сбора, переработки и утилизации отслуживших транспортных средств?

Некоторые процессы в системе авторециклинга являются прибыльными. Например, переработка черных и цветных металлов, продажа запчастей, пригодных к повторному использованию. Другие же требуют затрат: транспортировка, ручная разборка старых автомобилей. Поэтому в большинстве стран мира, где сформированы цивилизованные системы авторециклинга, они финансируются с помощью разных механизмов. Существует несколько вариантов, которые были реализованы в разных странах. Первый—это обязанность производителей и импортеров автомобилей участвовать в их утилизации. По второму сценарию они могут вносить разовые утилизационные взносы при первых продажах новых машин. Третий вариант: покупатели при приобретении автомобиля платят налог на утилизацию, который перечисляется производителю либо в специальный фонд авторециклинга. В четвёртом варианте налог на авторециклинг платится ежегодно, в дополнение к сборам за владение транспортным средством. В этом случае размер регулярного платежа будет в разы меньше единоразового взноса, предусмотренного в предыдущем варианте. Пятый вариант: за утилизацию платит владелец автомобиля, сдавая отслужившую машину специализированной компании.

—Как создать в регионах РФ цивилизованную систему сбора, транспортировки и переработки отслуживших автомобильных компонентов и выведенных из эксплуатации автомобилей?

Авторециклинг—это комплексная система, в которой участвует множество действующих лиц: владельцы автомобилей, органы законодательной и исполнительной власти, предприятия по демонтажу, утилизаторы, транспортные
компании. Чтобы система была построена и начала нормально функционировать—необходимо сформировать нормативное и законодательное «пространство», которое бы охватило все сферы деятельности и ответственности участников инфраструктуры авторециклинга, а также позволило бы сформировать финансовые механизмы для оплаты утилизации отслуживших автомобилей и способы стимулирования автовладельцев сдавать устаревшие машины в утилизацию.

Нужна федеральная программа авторециклинга, компетентный орган координации и управления этой системой, а также установ- ленные механизмы для её финансирования. Тогда в регионах РФ появится необходимая инфраструктура и наиболее эффективные логистические схемы транспортировки. Просто нужно перейти от бесконечных разговоров на эту тему к конкретным и целенаправленным действиям. К сожалению, в министерствах пока
больше времени тратится на разговоры, а подготовленные проекты документов никак не могут выйти из статуса деклараций и пожеланий.

—А как за рубежом стимулируются предприятия, работающие в сфере авторециклинга (сборщики, переработчики и другие)?

В первую очередь, законы, стандарты, директивы формируют систему и определяют «правила игры» в области авторециклинга. Существуют доходные звенья в цепи предприятий-утилизаторов. Как правило, дотируются те, которые необходимы, но не являются рентабельными. Финансирование осуществляется из централизованного Фонда авторециклинга, который пополняется от целевых взносов и налогов.

—Наблюдается ли сегодня в России нехватка предприятий, которые могут быть заняты в сфере авторециклинга?

Недостаёт как центров приёма отслуживших автомобилей, так и предприятий по их разборке, утилизаторов компонентов и шредерных заводов по измельчению и сортировке.

—Что делается для поддержки таких компаний: чтобы они не уходили с рынка, а наоборот, росли, развивая сферу авторециклинга в нашей стране?

Есть примеры поддержки в Москве, Санкт-Петербурге, на региональном уровне. В некоторых областях были локальные разовые программы по утилизации автохлама. Например, в Тольятти, ещё в 2001 году пытались создать
нормальную долговременную систему с учётом разных компонентов.

Программа действовала полгода. За это время в городских лесах, в зонах свалки, на пустырях было собрано и утилизировано несколько сотен брошенных кузовов. Однако из-за отсутствия финансирования и понимания того, что
нельзя в отдельно взятом городе, регионе построить систему авторециклинга, всё свелось к разовой акции.

На федеральном же уровне не предпринимается практически ничего. Даже реализация постановления Правительства РФ РФ №1194 от 31.12.2009 года по поддержке отечественного автопрома путём стимулирования приобретения новых взамен вышедших из эксплуатации транспортных средств, никак не повлияла на утилизаторов.

В Минпромторге разрабатывается уже третий вариант проекта «Концепции создания в Российской Федерации системы комплексной утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств». Он всё ещё очень сырой, и пока не может стать основой для системы авторециклинга в стране. Сейчас рассматриваются замечания и комментарии от рабочих групп министерств и ведомств на новый проект концепции. Но, к сожалению, при подготовке этого документа не учитывается ни международный опыт, ни результаты эксперимента по утилизации отслуживших автомобилей.

—Какой зарубежный опыт по авторециклингу может быть использован в нашей стране?

На мой взгляд, нидерландский опыт является наиболее подходящим при организации цивилизованной системы авторециклинга в России. Нидерландам удалось решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей.

Средний коэффициент вторичной переработки автомобилей в этой стране 86%—самый высокий в мире. При этом финансирование системы с каждым годом требует всё меньше дополнительных ресурсов. Её успешному
формированию способствовало несколько факторов. Во-первых, сдавая отслуживший автомобиль, его хозяин не платит компании, занимающейся авторециклингом. Налогом на утилизацию облагаются автопроизводители, которые
вносят его в момент продажи авто. Во-вторых, в стране организована успешная и эффективная система мониторинга отслуживших автомобилей. Кроме того, при снятии с регистрации транспортных средств в обязательном
порядке требуется сертификат об утилизации, либо сертификат об экспорте. Владелец машины не освобождается от уплаты налога на автомобиль, пока не предоставит один из данных документов. Таким образом, у хозяина авто нет никаких стимулов избежать передачи своего транспортного средства в утилизацию. Для управления и контролем за системой авторециклинга в Нидерландах создана специальная организация—Auto Recycling Nederland (ARN). Она обеспечивает финансирование всех затратных операций при сборе и утилизации. Уверен, что в нашей стране давно назрела необходимость появления подобной системы.

—Цивилизованной системы авторециклинга в РФ нет. Однако есть предприятия, которые занимаются сбором отработанных автоаккумуляторов, шин, автокатализаторов, кузовов и т.п. Существуют и компании, занимающиеся переработкой автолома и отдельных автокомпонентов. Может ли на их основе со временем сложиться система российского авторециклинга?

Конечно, стихийно определенные элементы авторециклинга происходят—те, которые наиболее экономически выгодны. Но в отсутствии системы всё это приводит к сильным загрязнениям окружающей среды, что хорошо показали аналитические исследования, проведенные в Центральном научно-исследо- вательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). В Москве или Петербурге предпринимается чуть больше мер по поддержке авторециклинга ввиду большей остроты проблемы и количества автомобилей, внимания местных властей, наличия шредерных заводов. Но пока никто не охватывает инфраструктуру по стране, а в первую очередь, это должен
делать Минпромторг! Поэтому, к сожалению, приходится констатировать: в настоящее время в России утилизация отслуживших автомобилей происходит стихийно, никакой системы авторециклинга в стране нет.

Это интересно:  Бильярдный клуб - место встречи бизнесменов

Содержание

Авторециклинг: распределение сфер регулирования между техническим регламентом и Федеральным законом по утилизации АТС

Петров Р.Л., к.т.н., начальник исследовательской лаборатории НТЦ ОАО «АВТОВ АЗ»

За последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных компонентов становится все более актуальной для многих регионов России. По данным ГИБДД в 2008 г. парк легковых автомобилей в России превысил 30 млн. единиц, в том числе иномарок — 11,2 млн. единиц, и продолжает динамично расти. Больше всего автомобилей зарегистрировано в Москве — 3,5 млн, или 333 автомобиля на тысячу жителей. Отслужившие автомобили, кузова, изношенные и поврежденные автомобильные компоненты бросаются во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты. При выполнении работ, связанных с ремонтом, техобслуживанием, мойкой автомобилей происходит накопление изношенных деталей: шин, аккумуляторных батарей, стекла, металлических и полимерных изделий, отработанного масла и других эксплуатационных жидкостей. Эти детали и материалы обычно просто вывозятся на свалки, хотя такие отходы содержат большое количество вредных веществ, загрязняют почву и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Основными причинами такого положения являются следующие:

• отсутствие у автовладельцев заинтересованности сдавать отслужившие автомобили и изношенные автомобильные компоненты на утилизацию;

• отсутствие документального подтверждения утилизации (сертификата об утилизации) для снятия автомобиля с учета;

• отсутствие у промышленных предприятий заинтересованности собирать и перерабатывать отслужившие автомобили, кузова и автомобильные компоненты;

• отсутствие в России и субъектах Федерации нормативно–правовой базы, стимулирующей и организующей работу системы по сбору и переработке отслуживших автомобилей и автомобильных компонентов (система авторециклинга);

• отсутствие инфраструктуры авторециклинга.

Поэтому, к сожалению, приходится констатировать: на настоящий момент отслуживших автомобилей в России никто не ждет, их утилизация происходит стихийно, никакой государственной системы авторециклинга в стране нет. В отдельных регионах, например Москве и Санкт-Петербурге, были предприняты определенные акции и мероприятия, но проблема не была решена. По оценке ФГУП НАМИ в 2007 г. в РФ из 650 тыс. официально выведенных из эксплуатации автомобилей на утилизацию попало всего около 17%.

Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы в стране появилась и начала функционировать система авторециклинга? Какие задачи необходимо для этого решить? Представляется, что в первую очередь нужно устранить сформулированные выше проблемы, то есть разработать и установить такие положения:

• чтобы владельцы старых автомобилей были заинтересованы в снятии отслужившего автомобиля с регистрации и передаче на утилизацию;

• чтобы была обеспечена и финансировалась инфраструктура сбора, транспортировки и переработки отслуживших автомобилей и изношенных компонентов;

• чтобы производители (импортеры) автомобилей несли ответственность за произведенные автомобили на протяжении их полного жизненного цикла, предоставляли компаниям-утилизаторам подробную информацию об автомобильных компонентах и материалах, чтобы облегчить их демонтаж и рециклинг, а также учитывали технические аспекты их утилизации еще на стадии проектирования и изготовления новых автомобилей.

Чтобы система авторециклинга в РФ могла развиваться на государственном уровне — необходима законодательная база, которая бы установила требования, обязанности и права всех участников инфраструктуры авторециклинга. Для ее разработки очень полезным является изучение международного опыта, зарубежных законодательных нормативов, требований и стандартов по организации национальных систем авторециклинга, а также возникших в разных странах проблем и недостатков при организации сбора и утилизации старых автомобилей.

За последние десять-двадцать лет в большинстве промышленно развитых стран мира были организованы системы сбора и вторичной переработки изношенных автомобильных деталей и отслуживших автомобилей. Только в США, Канаде, Японии и Западной Европе ежегодно утилизируется около 35 млн. автомобилей. Общепризнанно, что среди продукции массового производства легковые автомобили являются наиболее охваченными системой их утилизации в конце жизненного цикла, несмотря на сложность конструкции и многообразие применяемых материалов (коэффициент вторичной переработки в среднем составляет около 80-85% от массы автомобиля). Комплексные возможности от создания и функционирования системы сбора и вторичной переработки отслуживших автомобилей представляются очень перспективными. Растет спрос на подержанные детали, узлы и агрегаты, которые имеют значительно более низкую цену, зачастую не уступая новым по качеству и ресурсу. Большинство таких деталей поступает на рынок после демонтажа и восстановления из отслуживших автомобилей. Рециклинг автомобильных компонентов и материалов решает также глобальные вопросы экономии энергии, сырья, невозобновляемых ресурсов.

Стандартная процедура системы авторециклинга в Европе — это сбор старых автомобилей с выдачей владельцу автомобиля сертификата об утилизации, слив всех эксплуатационных жидкостей, демонтаж обязательных и экологически опасных компонентов, демонтаж комплектующих, которые можно использовать для продажи как запчасти или пригодных для экономически эффективного рециклинга материалов. После демонтажа компонентов остатки автомобилей обычно направляются на специальную машину пакетирования для уменьшения объемов при транспортировке и далее отправляются на измельчение, очистку и сортировку по группам материалам на шредерный завод.

Шредер представляет собой крупную промышленную установку, где специальная молотковая дробилка разбивает автомобиль на небольшие кусочки, сбивает краску, ржавчину, окалину и другие загрязнения. Размельченный материал методами электромагнитной, воздушной, весовой, а также и ручной сепарации разделяется на черный металл, цветные металлы и легкие фракции, куда попадают все остальные материалы, включая полимеры, обивку, стекло. Количество неметаллической шредерной фракции составляет 20-25% от веса автомобиля и подлежит, как правило, захоронению на свалках или сжиганию. Хотя уже имеются высокоэффективные и экономически рентабельные технологии газификации отходов, позволяющие перерабатывать практически любой органический бытовой мусор, пищевые отходы, автомобильные шредерные остатки в специальные синтетические газы и метанол. Такие заводы уже имеются в Европе, и количество их в ближайшие годы будет увеличиваться.

Ключевой момент системы авторециклинга — механизм ее финансирования. В различных странах и регионах мира были опробованы и реализованы разные механизмы оплаты и сбора денежных средств для организации системы авторециклинга:

1) разовая оплата за утилизацию, производимая владельцем при сдаче отслужившего автомобиля компании-утилизатору;

2) разовая оплата, производимая владельцем при покупке нового автомобиля (дополнительный экологический налог на утилизацию), которая перечисляется производителю автомобиля или в специальный фонд;

3) периодическая оплата владельцем в виде ежегодного налога на утилизацию (например, при прохождении техосмотра транспортного средства) дополнительно к оплачиваемому налогу за владение транспортным средством;

4) разовая оплата за утилизацию, отчисляемая производителем автомобилей или импортером при первой продаже нового автомобиля;

5) на производителей или импортеров автомобилей возлагаются конкретные обязанности по участию в системе авторециклинга в отношении произведенных ими моделей (организация сбора отслуживших автомобилей, оплата переработки определенных компонентов, предоставление специальной документации по утилизации).

Следует отметить, что введенные в Европе новые законы и стандарты по экологической безопасности распространяются на все стадии полного жизненного цикла автомобилей. За последние годы было принято множество Постановлений и Директив ЕС, национальных законов европейских стран, устанавливающих нормативы и требования по организации системы авторециклинга и обеспечения утилизации автомобильных компонентов и материалов. Основные европейские требования к обеспечению экологически безопасной утилизации автомобилей — следующие:

• Директива 2000/53/EC (ELV) по утилизации отслуживших автомобилей,

• Директива 2005/64/ЕС по одобрению типа транспортных средств в отношении их повторного использования, вторичной переработки и утилизации,

• Постановлениее 2003/138/ЕС по маркировке автомобильных материалов и компонентов для целей утилизации,

• Постановление 2005/673/EC и Постановление 2002/525/EC по запрету и ограничению применения тяжелых металлов (свинца, ртути, кадмия и шестивалентного хрома) в автомобильных компонентах и материалах.

Многие положения носят унифицированный характер и обязательны для всех стран Евросоюза, вместе с тем, отдельные моменты по организации и финансированию системы авторециклинга индивидуальны для каждой страны. Значительная доля таких унифицированных требований и положений распространяется на производителей автомобилей, в том числе — выполнять установленные ограничения по применению регламентированных вредных веществ, предоставлять специальные каталоги для целей рециклинга и руководства по сливу жидкостей и демонтажу компонентов отслужившего автомобиля, а также с 15 декабря 2008 при проведении одобрения типа нового автомобиля доказать, что обеспечен коэффициент утилизации минимум на 95% массы автомобиля и коэффициент вторичной переработки (рециклинга) минимум на 85% (без учета энергетической утилизации и сжигания). Кроме того, производитель автомобилей должен предоставить доказательства управления и контроля сбора необходимой информации по всей цепочке поставок всех комплектующих изделий и материалов, используемых для производства автомобилей. Передача отслужившего автомобиля на утилизацию должна осуществляться бесплатно для его владельца (опыт многих стран Европы показал, что требование оплаты владельцем взноса при сдаче автомобиля на утилизацию не эффективно для функционирования системы авторециклинга).

Общепризнано, что в Нидерландах удалось сформировать наиболее удачную и эффективную систему авторециклинга, которая позволила решить практически все проблемные вопросы, связанные с утилизацией отслуживших автомобилей. Средний коэффициент вторичной переработки автомобилей в этой стране 86% — самый высокий в мире, а главное, что финансирование этой системы с каждым годом требует все меньше дополнительных ресурсов. Важным моментом также является факт положительного отношения участников инфраструктуры авторециклинга, включая автопроизводителей, дилеров, владельцев автомобилей, компаний по утилизации к механизмам ее финансирования. При разработке и создании национальной системы авторециклинга в Японии за основу была взята успешно функционирующая голландская модель. Успеху формирования системы авторециклинга в Нидерландах способствовали следующие факторы.

1. Отсутствие взимания оплаты с владельца автомобиля при сдаче автомобиля на утилизацию.

2. Взимание налога на утилизацию происходит на стадии продажи нового автомобиля, а не в момент направления на утилизацию. Оплату производит производитель (официальный дилер) автомобиля.

3. Организация успешной и эффективной системы мониторинга, основанной на применении компьютерных баз данных.

4. Наличие системы снятия с регистрации автомобилей, когда обязательным является предоставление либо сертификата об утилизации, либо сертификата об экспорте. Владелец автомобиля не освобождается от оплаты налога на автомобиль, пока не предоставит один из данных документов.

Это интересно:  Выращивание арбузов в открытом грунте: технология, уход, лучшие сорта, рентабельность бизнеса

5. Нет никаких стимулов и преимуществ для владельца автомобиля осуществить незарегистрированный экспорт и избегнуть передачи своего отслужившего автомобиля в систему авторециклинга.

6. Управление и контроль за системой авторециклинга в стране осуществляется специально созданным для этих целей единым органом: Auto Recycling Nederland (ARN), который также обеспечивает финансирование всех затратных операций при сборе и утилизации отслуживших автомобилей.

Заинтересованными комитетами и организациями РФ за последние годы обсуждаются разные варианты организационного решения проблемы с утилизацией отслуживших автомобилей и отходов транспортного комплекса в России: постановления и законы на уровне Субъектов Федерации, отдельный раздел в составе технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», специальный технический регламент: «О требованиях безопасности при утилизации вышедших из эксплуатации транспортных средств», другие комплексы нормативных и методических материалов.

Для принятия решений по дальнейшим скоординированным действиям всех заинтересованных сторон следует учитывать, что система авторециклинга отслуживших автомобилей относится к обеспечению экологической безопасности продукции и процессов, поэтому ее деятельность не должна основываться только на рыночных взаимоотношениях или добровольной стандартизации, а должна быть предметом обязательного законодательного регулирования. Вместе с тем, как показал международный опыт, для успешного функционирования системы авторециклинга в стране невозможно обойтись только принятием соответствующих технических требований к производителям автомобилей. Поэтому невозможно обойтись только техническими регламентами, объектами регулирования которых будут сами транспортные средства как отечественного, так и импортного производства, или техническое оснащение предприятий по утилизации. Система авторецицлинга должна включить в себя также и организационные процессы сбора, хранения и утилизации отслуживших автомобилей, процедуры снятия автомобилей с учета и выдачи сертификата об утилизации, финансовые механизмы обеспечения инфраструктуры и многое другое. Потребуется внесение поправок в существующие законодательные акты Российской Федерации.

На основе изучения опыта Западной Европы, где основные положения системы Авторециклинга утверждены обязательными европейскими Директивами и национальными законами, а также возникавших в разных странах трудностей и проблем при организации сбора и утилизации отслуживших автомобилей, можно считать аргументированными предложения по разработке Федерального закона «Об утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», в котором были бы установлены все основные положения системы авторециклинга в РФ. Такой Федеральный закон должен:

• установить процедуру и требования в отношении транспортных средств категории M1 и N1 (более широкий охват усложнит и затянет согласование Закона);

• быть предельно конкретным в отношении единой процедуры снятия отслужившего автомобиля с регистрации на основе выдачи документа об утилизации, ответственности участников системы авторециклинга (производителей, продавцов и владельцев автомобилей, предприятий по сбору, демонтажу, утилизации), механизма сбора взноса на утилизацию, формирования государственного Фонда авторециклинга, системы оплаты работ в инфраструктуре авторециклинга;

• не просто декларировать последующую разработку Федеральной программы, соответствующих технических регламентов и пакета дополнительных нормативно-правовых актов, а конкретно сформулировать все основные требования, обязанности и механизмы формирования системы авторециклинга в РФ; в случае приведения иных нормативных правовых актов в соответствие с данным Законом, — включить в текст Закона все необходимые формулировки (например, а Европе Директива 2005/64/ЕС по одобрению типа транспортных средств в отношении их рециклинга и утилизации, с момента ее опубликования 26 октября 2005 внесла все необходимые поправки и дополнения в Директиву 70/156/ЕЭС от 6 февраля 1970 года по одобрению типа транспортных средств);

• иметь в своем составе необходимые условия и механизмы, способствующие заинтересованности и стимулированию владельцев старых автомобилей сдать отслуживший автомобиль для его утилизации.

• быть разработанным и принятым в максимально короткие сроки (учитывая, что наиболее оптимальный механизм финансового обеспечения системы авторециклинга должен основываться на взносах, оплачиваемых при первой продаже/регистрации автомобиля на территории РФ, а Закон в отношении ранее проданных автомобилей обратной силы иметь уже не будет)

Представляется, что именно такой Федеральный закон должен стать «во главе угла» системы авторециклинга в РФ и сформировать нормативное и законодательное «пространство», которое сможет охватить все сферы деятельности и ответственности всех участников инфраструктуры авторециклинга. В то время как специальные технические регламенты и другие регулирующие документы могут быть приняты в его развитие.

Попытка учесть положительные и отрицательные моменты зарубежного законодательства в отношении утилизации отслуживших автомобилей, а также реального опыта в создании и функционировании национальных систем авторециклинга (в основном, в отношении двух наиболее проблемных аспектов — формирования финансового механизма для оплаты утилизации отслуживших автомобилей; и стимулирования владельцев старых автомобилей сдать автомобиль для его утилизации) была предпринята в ОАО «АВТОВАЗ», направившем еще весной 2003 г. в Государственную Думу РФ свой проект такого Федерального закона.

Авторециклинг

Авторециклинг – это переработка автомобилей, вышедших из эксплуатации, вовлечение ресурсов во вторичное использование. В развитых странах авторециклинг – это целая отрасль, которая обеспечивает работой 1,5 миллиона человек. Стоимость продукции, которая была произведена из материалов, полученных в ходе утилизации автомобилей, превышает 250 миллиардов долларов в год. При этом всего 20% составляет доля материалов, не пригодных к повторному использованию.

Автомобиль, хотя и является предметом длительного пользования, все же имеет конечный срок жизни. Следовательно, после окончания его эксплуатации необходимо принять меры по его утилизации. В изношенном и выброшенном на свалку автомобиле содержатся все те материалы, которые были использованы при его изготовлении: черные и цветные металлы, пластмассы и резинотехнические изделия, стекло и керамика, дерево и картон, текстильные и битумные материалы и др. Поэтому вышедший из эксплуатации автомобиль может и должен стать источником вторичных материальных ресурсов…

Организация сбора и переработки вторичных ресурсов автотранспортного комплекса (авторециклинг) включает следующие мероприятия:
— выявление и учет автотранспортных средств, непригодных к эксплуатации;
— создание сети пунктов сбора отработавших свинцово-кислотных аккумуляторов, автомобильных масел, изношенных автопокрышек и производств по их переработке;
— создание производства по утилизации охлаждающих жидкостей (тосол, антифриз), поступающих с площадок и транспортных предприятий;
— создание в многоэтажных гаражах-стоянках экологических блоков сбора отработавших узлов и материалов автомобилей;
— создание комплекса производств по утилизации отходов транспортного комплекса;
— проектирование и строительство установок по переработке твердого осадка автомоек;
— создание центральной единой диспетчерской и информационной электронной базы данных обо всех автотранспортных средствах и их состоянии;
— реализация запчастей и продуктов переработки автотранспортных средств;
— захоронение отходов перерабатывающих предприятий.

Автовладельцы бросают автомобили на улице по причине отсутствия экономического механизма наказания и системы мер по их применению. И если использованные автопокрышки автовладельцы сдают в автосервис за определенную плату, то использованные аккумуляторы просто выкидываются на свалку. Находящиеся в аккумуляторах соляная кислота и свинец в случае раскупорки аккумуляторов весьма опасны: это риск для здоровья населения, прежде всего, детей (свинец высоко токсичен и обладает способностью накапливаться в организме человека). Обычно бывшие в употреблении масла выливаются на землю или, в лучшем случае, выкидываются на свалку; изношенные и бракованные детали машин хранятся в гаражах, ремонтных предприятиях, мастерских.

Нерешенность многих вопросов, связанных с автотранспортными средствами, подлежащими утилизации, а также отсутствие системного (комплексного) подхода к решению вопросов размещения транспортных средств приводит к загрязнению почв, воздуха и водных объектов. Также существенны экономические потери от неиспользованных ресурсов.

Закон о рециклинге принят более чем в 50 странах мира. К 1995 году мировая индустрия рециклинга обеспечила занятость более 1 млн. человек. Общая стоимость продукции, полученной в мире за счет рециклинга в 1995 году, составила 175 млрд. долл.
Использование металлолома существенно снижает стоимость всей металлопродукции. По усредненным данным, при переплавке стального металлолома требуется только 25% энергии, затрачиваемой на выплавку стали из руды в домнах.

Из полученного вторсырья изготавливают «неответственные» детали (бамперы, обивку багажника, коврики и многое другое), а также хозтовары (бутылки, дорожные ограждения, хозяйственная утварь, покрытия для садовых дорожек).
Особое внимание в последнее время уделяется переработке пластмасс, полипропилена, которые все больше используются в производстве автомобилей. Их переработка во вторичные материалы и использование с максимальной эффективностью возможны только после рассортировки по видам полимеров и по конкретным маркам пластмасс. Некоторые фирмы ввели с этой целью стандартизированную маркировку деталей из резины и пластмасс, позволяющую четко определить марку материала.

Проектная группа Утилизация автомобилей» компании BMW разрабатывает всеобъемлющую концепцию вторичного использования деталей автомобилей. Концепция учитывает необходимость утилизации уже на стадии проектирования. Разбираемые в Центре модели автомобилей удается использовать повторно почти на 95%. Масло, антифриз, бензин идут на переработку или в качестве топлива на собственную ТЭЦ. Демонтированные элементы, пригодные в качестве запчастей (стекла, двери, сиденья) продаются примерно вдвое дешевле новых. Разделенные по видам материала детали измельчаются, прессуются и идут в переплавку. Мелкие пластиковые детали, разборка которых трудоемка, идут на топливо.

С 1994 года действует соглашение между компаниями BMW, FIAT и RENO, в соответствии с которым каждая из них организует переработку машин этих трех марок у себя в стране. В 1995 году к соглашению присоединился «Rover».
На все детали, которые должны быть повторно переработаны после снятия с автомобиля, фирмой «Мерседес-Бенц» устанавливается специальный знак, означающий пригодность к рециклизации, а также кодовый номер, указывающий на вид используемого сырья.

Презентация «Авторециклинг в нашей жизни»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Научно-исследовательский проект по экологии: «Авторециклинг, проблемы и перспективы развития в России»

Актуальность: В последние годы проблема сбора и утилизации отслуживших автомобилей и изношенных деталей становится все более актуальной для многих регионов России. Машины и автокомпоненты бросают во дворах домов, в пустынных местах, на неорганизованных свалках, загрязняя городские территории и природные ландшафты.

Объект исследования – отходы машиностроительного (авторециклинг) комплекса. Цель работы – поиск эффективных решений в сфере повышения системы утилизации автотранспортных отходов. Гипотеза: отрасль российского авторециклинга обладает огромным потенциалом: получив вторую жизнь, после переработки автохлам может приносить немалую прибыль в бюджет региона; переработка отходов улучшит экологическую обстановку в регионе.

Это интересно:  6 аттракционов, которые точно принесут вам прибыль (2018)

Авторециклинг – это утилизация и переработка старых автомобилей, автопокрышек непригодных к использованию. По экологическому словарю, «рециклинг» — возвращение отходов в круговорот «производство — потребление». Соответственно, «авторециклинг» — это сбор и переработка вторичных ресурсов автотранспортного комплекса.

Авторециклинг включает следующие мероприятия: — выявление и учет автотранспортных средств, непригодных к эксплуатации; — создание производства по утилизации охлаждающих жидкостей (тосол, антифриз); — создание комплекса производств по утилизации отходов транспортного комплекса; — проектирование и строительство установок по переработке твердого осадка автомоек; — реализация запчастей и продуктов переработки автотранспортных средств; — захоронение отходов перерабатывающих предприятий и др.

Автомобильные отходы составляют всего 2% от общего количества всех отбросов. В мире им уделяют огромное внимание, ведь каждый год на свалки отправляют 10 миллионов тонн автоматериалов.

В начале 2009 года специальные государственные программы по стимулированию продаж новых автомобилей были приняты в 14 странах, в том числе в США, Канаде, Японии и западноевропейских государствах. Своевременное внедрение утилизационных бонусов привело к резкому увеличению объема продаж, заодно увеличив налоговые поступления, повысив занятость на производствах и поспособствовав улучшению экологической ситуации.

В Соединенных Штатах Америки утилизация и переработка старых авто – 16-я по объему ветка промышленности с годовым оборотом более 20 миллиардов долларов. Там ежегодно перерабатывают больше 95% сданных американцами машин. В Японии каждый год сдают около 5 миллионов машин.

На момент принятия антикризисных мер во всех странах развитая система авторециклинга существовала на протяжении нескольких десятков лет. Количество шредерных заводов по разборке и измельчению отслуживших автомобилей только в Германии превышает 50, в США их – более 250. Предприятия по утилизации обслуживаются многочисленными центрами приема старых автомобилей. Инфраструктура авторециклинга базируется на существующем законодательстве и четких стандартах и поддерживается финансовыми дотациями и налоговыми льготами.

В экономически развитых странах разработана и действует система государственного регулирования политики по рециклингу, развита инфраструктура предприятий по переработке отходов автотранспорта, проводятся многочисленные мероприятия и акции по просвещению и привлечению населения.

8 марта 2010года в России стартовала программа утилизации старых автомобилей. В ее рамках владельцам машин возрастом старше десяти лет предлагалось обменять их на скидку в размере 50 тысяч рублей для покупки нового автомобиля российского производства. За время действия программы в России было выдано 500 тысяч утилизационных сертификатов.

Президент России В.В. Путин подчеркнул эффективность программы утилизации легковых машин. Она была полезна как для российских производителей, так и для жителей страны.

В России авторециклинг дал толчок для развития еще одного вида бизнеса — предприятий по утилизации. Они разбирают машину на составляющие, которые сортируют по видам материала: металл, пластик, стекло, резина, которые потом отправляют на перерабатывающие заводы. Металл кузова сбывают на шредерные заводы. Там железо измельчают, а полученные частицы переплавляют. Правда, за металл утилизаторы получают лишь 30% прибыли, а остальные доходы — от продажи запчастей, снятых со старых авто, которые ещё могут послужить следующему владельцу.

В больших или меньших масштабах проблема вторичной переработки машин (авторециклинга) касается всех регионов России. Предлагается создать Фонд развития национальной системы «Авторециклинг», чтобы не наносить невосполнимый вред окружающей среде.

В нашем городе утилизация автохлама носит творческий характер. Так в рамках, проходящего в нашем городе экологического форума, 26 октября 2011года возле липецкого аэропорта состоялось открытие необычного артобъекта. Публике представили скульптуру огромного динозавра из использованных автомобильных шин.

Резиновую рептилию возвели в рамках подготовки к Международному экологическому форуму. Высота динозавра, прозванного Гаврюшей, – восемь с половиной метров, длина – пятнадцать метров. Весит он восемнадцать тонн. На создание скульптуры ушло 430 использованных автомобильных покрышек.

Торжественная церемония открытия монумента из шин стала ярким, запоминающимся праздником. Когда с Гаврюши сняли покрывало, грянул фейерверк, в небо было выпущено несколько сотен воздушных шаров. Резиновый динозавр – это наглядный пример сознательного обращения с отходами. Скульптура показывает, что отходы, в частности, использованные автомобильные покрышки, могут быть неплохим материалом для художественного творчества. Создание предметов искусства из шин – отличная альтернатива их сжиганию, которое приносит вред окружающей среде.

В 2012г. ООО «ЭкоТехнологии-Данков» анонсировало в ОЭЗ РУ «Данков» производство резинового гранулята путем утилизации старых шин. Предполагаемый объем инвестиций – 357 млн рублей. В 2013 году в ОЭЗ РУ «Тербунская» планируется строительство завода стоимостью 290 млн рублей. Реализация этого проекта позволит решить важную для России экологическую проблему утилизации отходов. Производственный процесс обещает быть безотходным, экологически безопасным и нетребующем строительства очистных сооружений.

Использование утилизированных автопокрышек для украшения многочисленных липецких двориков.

Дизайн цветочных клумб

Достойное применение использованные автопокрышки нашли и в моём районе – Сырский Рудник, который является неоднократным участником и победителем конкурсов «Липецкий дворик» и «Лучший дворик».

Авторециклинг очень актуален в наши дни в современном мире. Мы должны думать о будущих поколениях и вместе заботиться об окружающей среде, не нарушая природного равновесия. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Авторециклинг – это утилизация и переработка старых автомобилей, автопокрышек непригодных к использованию. По экологическому словарю, «рециклинг» — возвращение отходов в круговорот «производство — потребление». Соответственно, «авторециклинг» — это сбор и переработка вторичных ресурсов автотранспортного комплекса.

Развиваясь высокими темпами, автомобилизация в России достигла уровня 340 авт./1000 жителей (один автомобиль в семье), причем половина машин имеет возраст более 10 лет. При комплексном исследовании транспортных систем ключевым элементом выступает парк автотранспортных средств ( АТС ), который должен быть рассмотрен на протяжении всего жизненного цикла АТС, включая стадию утилизации.

  • Панченко Мария Николаевна
  • 857
  • 10.06.2015

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Авторециклинг — утилизация и переработка автомобилей

Авторециклинг – это переработка автомобилей, непригодных к использованию. В развитых странах авторециклинг – это целая отрасль, которая обеспечивает работой 1,5 миллиона человек. Стоимость продукции, которая была произведена из материалов, полученных в ходе утилизации автомобилей, превышает 250 миллиардов долларов в год. При этом всего 20% составляет доля материалов, не пригодных к повторному использованию.

Вернемся в Россию. Более 130 тысяч автомобилей ежегодно выбывают из строя. И это только в Москве. Некоторые из них продают в регионы любителям самостоятельно ремонтировать то, что, казалось бы, ремонту не подлежит. Другие автомобили продают на запчасти. Но часть автомобилей их владельцы просто бросают на улице.

На утилизации брошенных автомобилей можно сделать хорошие деньги. Ведь в брошенном автомобиле есть металлы, пластмасса, дерево, картон, резина, стекло, керамика.

Для того чтобы заняться утилизацией автомобилей, необходимо иметь охраняемую площадку с асфальтовым или бетонным покрытием, с освещением, соответствующей техникой и персоналом.

Московские власти заинтересованы в утилизации автомобилей. Поэтому они платят 980 рублей за утилизацию легкового автомобиля и 1600 рублей — грузового. Это касается только брошенных во дворах машин. После эвакуации машину необходимо пару месяцев хранить на площадке и не подвергать утилизации – вдруг владелец объявится. Количество бросаемых машин в Москве просто огромно. Это примерно 10% от всех вышедших из строя машин и примерно 0,9% от всех машин в городе.

Но какую прибыль можно получить непосредственно от утилизации? Детали, которые еще пригодны к использованию, можно продать комиссионным магазинам. За сданный металл реально выручить 1800 рублей за тонну. Пластик и текстиль принимают специальные перерабатывающие предприятия, которые вывозят этот мусор сами. Но за утилизацию масла придется заплатить, ведь переработка масла – дорогостоящий процесс.

Все, что написано выше, касается только вышедших из строя автомобилей, брошенных на улице. Для таких работ необходимо выиграть тендер. Проводят его только в Москве – правление других городов еще не так серьезно воспринимает проблему утилизации автомобилей. Но брошенных вышедших из строя автомобилей всего 10%. Ничто не мешает делать деньги благодаря остальным 90%.

В одной только Москве процветают сотни автомастерских, которые скупают за очень небольшие деньги старые машины у владельцев. Можно купить у владельца вышедший из строя автомобиль всего за $100-$200. Обычно покупка нерабочей машины включает в себя снятие ее с учета в ГБДД. Естественно прибыль от утилизации автомобиля превышает затраты на его покупку. Поэтому утилизацией автомобилей втихую занимаются автостоянки, мастерские, автокооперативы. Они снимают с автомобиля все, что можно легко реализовать, а трудноутилизируемые части (аккумуляторы, масла, пластик) просто выкидывают на свалку, нанося ущерб окружающей среде

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий