Государственная поддержка малого бизнеса: виды, формы

Главная > Реферат >Банковское дело

На тему: Формы государственной поддержки малого бизнеса, перспективы и их развитие

1 Малый бизнес как основы современной экономики 7

1.1 Сущность и понятие малого бизнеса 7

1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике 10

1.3 Проблемы малого бизнеса в российской экономике 12

2 Анализ источников финансирования малого бизнеса 16

2.1 Государственное финансирование 16

2.2 Самофинансирование 19

2.3 Банковские кредиты 21

Список использованных источников 29

Приложение А 31

Приложение Б 35

Приложение В 37

Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.

Малое предпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства уходить в тень». По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая — либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас для российской экономики.

А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы.

Цель курсовой работы – рассмотреть роль и значение развития малого предпринимательства, т.е. провести анализ его проблем и перспектив развития.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:

Рассмотреть сущность и понятие малому бизнесу

Изучить роль малого бизнеса в современной экономике

Рассмотреть проблемы малого бизнеса в российской экономике

Проанализировать источники финансирования малого бизнеса

Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства, из чего следует актуальность данной темы.

1 Малый бизнес как основа современной экономики

1.1 Сущность малого бизнеса

Бизнес – это предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее предпринимательство и малое предпринимательство.

Малый бизнес в настоящее время – широко распространённое явление. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

Часто определение малого бизнеса связывают с критериями, по которым разделяют малое, среднее и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [3,с.27] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций/объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников. Чем меньше товарооборот в определённой отрасли, тем меньше допустимое число занятых в ней.

Средняя численность работников за отчётный период малого предприятия определяется с учётом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца.

Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или в годовом объёме прибыли.

В Российской Федерации к субъектам малого бизнеса относятся и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий:

микропредприятия – предприятия с числом работающих не более 9 человек

малые предприятия – предприятия с числом работающих от 10 до 49 человек

средние предприятия – предприятия с числом работающих от 50 до 249 человек.

Но для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее 1600 млн. рублей, либо общий баланс менее 1080 млн. рублей. Достаточно важным критерием является экономическая независимость предприятий (не очень большой процент зависимости от внешних собственников).

Из выше изложенного следует, что наиболее оправданным критерием является показатель годовой товарооборот, потому что существуют предприятия с численностью около 10 человек, но с товарооборотом, превышающим границы товарооборота, требуемого от малых предприятий. Такими предприятиями являются, например, небольшие фирмы оценщиков ювелирных изделий. А значит, при рассмотрении только численности нельзя сделать точный вывод о том, является ли это предприятие малым или нет.

Малый бизнес можно разделить не несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность.

Все виды малого бизнеса достаточно распространены практически во всех сферах деятельности. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества. Редко хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без производства малым бизнесом продукции и услуг, так как именно благодаря развитию малого предпринимательства происходит развитие крупного производства.

Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что он более быстро адаптируется к местным условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

Все недостатки и неудачи определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый бизнес имеет достаточно большую роль в современной экономике.

Содержание

Публичное право и экономика

«Узнайте, как иностранцу приехать в РФ, на сайте «»Паритет-Консалт»»»

Виды государственной поддержки

В широком смысле государственная поддержка может пониматься как специфический вид государственной деятельности по поддержанию надлежащего уровня развития того или иного субъекта, развитию определенного общественного института. Несмотря на явный недостаток правовых исследований в этой сфере, можно выделить разные отраслевые подходы к проблеме.

Представляет интерес предложение различать государственную поддержку «в чистом виде» (предоставление бюджетных средств) и сложные обязательства, когда методы государственной поддержки являются дополнительными к экономическим методам (договорным или налоговым обязательствам) в форме таможенных и налоговых льгот, скидок в льготных кредитах. Такое обязательство всегда можно разложить на два самостоятельных — основное экономическое обязательство (договор, налог) и дополнительное (льгота, скидка) 1 См.: Елисеев B.C. О природе обязательств государственной поддержки (на примере сельскохозяйственного законодательства) // Государство и право. 2008. № 10. С. 49. . При этом важно подчеркнуть, что вся сфера оказания государственной поддержки, создающая в той или иной мере возможности административного усмотрения, является коррупциогеннной.

Это интересно:  Доверенность на получение груза физическому лицу, компании

В целом государственная поддержка может осуществляться в форме:

  • государственного финансирования;
  • предоставления льгот — налоговых, валютных, таможенных;
  • предоставления в пользование государственного имущества, в том числе на льготных условиях;
  • предоставления льгот при осуществлении страховых и кредитных операций;
  • оказания информационной, организационной, кадровой и иной помощи.

Иными словами, государственная поддержка объединяет разные меры — экономические, правовые, организационные. Классификацию форм государственной поддержки проводят по разным основаниям. Известно деление форм государственной поддержки на прямые и косвенные, причем текущая политика России говорит об отказе государства от прямой поддержки некоторых субъектов и о переходе на финансовые формы. Нефинансовая поддержка делится на инвестиционную (налоговые, арендные льготы), социальную (лекарства ветеранам, санатории), стимулирующую (долгосрочная аренда, страхование с долевым участием бюджета — аграрный сектор).

Адресатами государственной поддержки могут выступать регионы (Север, Калининград), отдельные категории лиц (дети, инвалиды), отдельные отрасли (виды) деятельности (транспортная система, система «Электронная Россия»), мероприятия и государственные институты (юстиция, исторические города). По кругу субъектов она может быть групповой (когда любой субъект, отвечающий критериям, вправе претендовать на поддержку) и индивидуальной. Можно выделить также:

  1. текущую поддержку (преимущественно бюджетные трансферты);
  2. оперативную поддержку (в связи с чрезвычайными ситуациями, стихийными бедствиями и пр.);
  3. тематическую поддержку (например, возмещение расходов на проведение переписи населения в 2002 г.).

Учитывая широкий спектр форм государственной поддержки, становится понятно, что экономические интересы государства намного шире финансовых. Однако именно финансовая поддержка становится ведущей формой в последнее время.

В бюджетном законодательстве используется понятие помощь и поддержка, в смысле межбюджетных трансфертов между разными уровнями бюджета, к которым относятся дотации, субсидии (долевое финансирование), субвенции. Используется также понятие бюджетного кредита, государственной или муниципальной гарантии. Но устойчивого перечня форм поддержки в Бюджетном кодексе нет. Так, из ст. 290 БК РФ выводится такая форма финансовой помощи, как предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей в соответствующий бюджет. Также в соответствии с БК РФ образуется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, региональный фонд финансовой поддержки поселений, региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Рассматривая государственную поддержку, в терминологическом плане необходимо упомянуть и такое понятие, как грант. Слово грант переводится с английского как «акт дарения», «официальное предоставление». Появились гранты сначала в благотворительной и научной сфере. Теперь понятие «грант» активно используется в нашем законодательстве, но неодинаково. Так, по Налоговому кодексу РФ гранты (безвозмездная помощь) — суммы, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными, иностранными и (или) российскими организациями по перечням таких организаций, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Эти суммы освобождаются от налогообложения.

Таким образом, Налоговый кодекс не рассматривает возможность существования государственных или муниципальных грантов. Такой же «классический» подход прослеживается и в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»: гранты — денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Бюджетный кодекс РФ в действующей редакции понятие «грант» не использует, однако в Федеральном законе от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в Ведомственной структуре расходов имеется статья «Гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации». В Ведомственных структурах предыдущих лет использовалась статья «Субвенции на гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации» в соответствии с действовавшей в тот период редакцией Бюджетного кодекса. То есть согласно БК РФ гранты могут быть связаны с государственной деятельностью.

Более того, федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» распространяют понятие гранта на внутрифедеративные отношения (в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей могут предоставляться гранты субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации соответственно). Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 17) напрямую устанавливает понятие «государственные гранты» — государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам.

При таких обстоятельствах необходимо определить, что такое государственный грант и каков его правовой режим. Существует точка зрения, что грант (в отличи с от субвенции и субсидии) — гражданско-правовое обязательство государства и некоммерческих организаций по поводу достижения его сторонами социально значимых благ 2 См.: Кумаритова А.А. Государственные и муниципальные гранты: возникновение, становление и перспективы развития в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2008. № 7. С. 93. . При этом грант рассматривается как разновидность договора пожертвования и как институт гражданского законодательства.

Проблема гражданско-правового понимания обязательства затронута в литературе и в связи с поддержкой сельского хозяйства. В виде компромисса предлагается использовать термин «обязательство» в качестве межотраслевого, обозначающего модели экономических отношений различных отраслей права (договорное обязательство, налоговое обязательство и т.д.).

Интересен зарубежный подход к грантам, когда они становятся формой сотрудничества в предоставлении социальных услуг. В Великобритании актами о национальной службе здравоохранения и о муниципальном медицинском уходе (1990) в социальной сфере были четко разделены функции добровольческих организаций (поставщиков услуг) и государственных структур (покупателей услуг). К полномочиям государственных структур относится только покупка от имени своих клиентов (граждан, проживающих на территории того или иного муниципалитета) социальных услуг у этих организаций. Правовым основанием (с 1998 г.) являются специальные договоры, которые содержат принципы взаимодействия государственных органов и добровольческих организаций, устанавливают стандарты финансовой и бухгалтерской отчетности, а также предусматривают необходимость и пределы вмешательства государства во внутренние дела добровольческих организаций.

Помимо Бюджетного кодекса РФ на федеральном уровне действуют федеральные законы о государственной поддержке и государственном регулировании отдельных видов деятельности или отраслей (Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЭ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»).

В целом ряде законов предусматриваются конкретные формы государственной поддержки. Это федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», от 8 января 1998 г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» 3 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4136 (с послед, изм.). В указанном законе к формам государственной поддержки отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов в области кинематографии. .

Особо стоит отметить государственную поддержку малого предпринимательства. Вообще, развитие малого предпринимательства в России делят на этапы, каждый из которых отмечен определенной политикой государственной поддержки. Причем первый наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х гг. XX в. («золотой век» малого предпринимательства) 4 См.: Конкуренция и антимонопольное регулирование / под ред. А.Г. Цыганова. М., 1999. С. 219. . Нынешний этап регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которому поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Статья 14 Федерального закона устанавливает, что основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

  1. заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;
  2. доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, к участию в соответствующих программах;
  4. оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции»;
  5. открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Финансовая поддержка оказывается путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Имущественная поддержка — в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению.

Информационная поддержка — в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно- телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Оказание консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

  1. создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;
  2. компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

5 августа 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». До принятия данного закона действовало общее правило: приватизация имущества государственной и муниципальной собственности осуществляется исключительно путем продажи с публичных торгов. Указанным законом до 1 июля 2010 г. для субъектов малого и среднего предпринимательства установлен новый, льготный (преимущественный) режим приватизации арендуемых ими объектов недвижимости.

Принимаются также отдельные законы, связанные с ситуационной поддержкой (тематические) — например. Федеральный закон от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения». Во исполнение закона принято постановление Правительства РФ от 27 апреля 2002 г. № 274 «О порядке передачи бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам средств из федерального бюджета для финансирования на условиях возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий по проведению Всероссийской переписи населения 2002 года».

Процедура такова: органы исполнительной власти субъектов РФ с участием территориальных органов Госкомстата разрабатывают сметы расходов (с учетом утвержденных Правительством расчетных нормативов), которые представляются в Госкомстат РФ. Госкомстат передает сводные данные в Минфин. Средства, перечисляемые из федерального бюджета, зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах в установленном порядке. Органы исполнительной власти субъектов РФ ежеквартально представляют в Минфин отчеты о поступлении и расходовании средств на реализацию мероприятий.

Это интересно:  Изменение графика работы по инициативе работодателя и работника

Формой государственной поддержки в широком смысле является и размещение государственных заказов (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Таким образом, законы — основная правовая форма регламентации государственной поддержки. Но наряду с ними существуют целевые программы, а также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Последние часто использовались для государственной поддержки в 90-е гг. XX в. Отдельную форму государственной поддержки представляют целевые программы, которые могут быть разноуровневыми.

Субъекты РФ имеют собственное законодательство. В связи с этим необходимо отметить также постановление Правительства РФ от 11 октября 2001 г. № 717 «О Федеральной целевой программе «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002—2010 годы и до 2015 года»».

37. Формы государственной поддержки малого предпринимательства

В соответствии с федеральным законодательством государствен­ная поддержка малого предпринимательства должна осуществ­ляться по следующим направлениям:

формирование инфраструктуры поддержки и развития ма­лого предпринимательства;

создание льготных условий использования субъектами ма­лого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления статистической и бухгалтерской отчетности;

поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, ин­формационных связей с зарубежными государствами;

организация подготовки, переподготовки и повышения ква­лификации кадров для малых предприятий и др.

Основные виды поддержки: финансовая, имущественная, специальные налоговые режимы, стимулирование внешнеэкономической деятельности.

Формами государственной поддержки малых предприятий яв­ляются оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налого­вых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприя­тиям на конкурсной основе государственных заказов на произ­водство и поставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другие формы поддержки.

К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не все формы под­держки реализуются на практике.

38. Характеристика упрощенной системы налогообложения

Организация имеет право перейти на усн, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, не превысили 15 млн. рублей

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) орг-и, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) орг-и и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) орг-и и ИП, занимающиеся игорным бизнесом; 10) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; 11) орг-и, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 13) орг-и и ИП, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

14) орг-и, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на орг-и, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, на некоммерческие орг-и, в том числе орг-и потребительской кооперации,

15) орг-и и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; 16) орг-и, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превышает 100 млн. рублей. 17) бюджетные учреждения; 18) иностранные орг-и, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории РФ.

При применении усн и орг-и, и ИП платят единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности:

• либо от полученных доходов, ставка 6%

• либо от доходов, уменьшенных на величину расходов. тавка 15%

Выбираем сами. Однако однажды выбранный вариант (объект налогообложения) налогоплательщик изменить не вправе в течение 3 лет с начала применения упрощенной системы налогообложения

•До 1 января 2006 года в течение выбранный вариант (объект налогообложения) налогоплательщик был не вправе изменить в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения. Сейчас введен срок 3 года.

Уплата единого налога организациями освобождает их от обязанности по уплате:

• налога на прибыль организаций,

• налога на имущество организаций

• и единого социального налога.

Орг-и и ИП, применяющие упрощенную систему, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Уплата единого налога ИП освобождает их от обязанности по уплате налога:

• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),

• налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)

• и единого социального налога (с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Для всех — единый минимальный налог – 1% от выручки.

Формы государственной поддержки малого бизнеса в России

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Малое предпринимательство по накопленному к нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. Данный сектор создает большую часть национальных продуктов, которые являются «питательной средой» для среднего и крупного бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима государственная стратегия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы [39, c.18]. Более подробно будут рассмотрены прямые и косвенные методы поддержки малого бизнеса.

Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства относится к прямым методам и реализуется по двум основным направлениям.

Первое из них связано с оказанием субъектам малого бизнеса прямой финансовой помощи в виде субсидий, дотаций, кредитов, в том числе льготных и беззалоговых; гарантий по кредитам коммерческих банков; полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибыли при кредитовании субъектов малого предпринимательства по пониженной ставке, а также совместного финансирования за счет бюджета и кредитно-финансовых организаций.

Прямая поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям.

В 2007 г. принят единый усовершенствованный закон о регулировании малого и среднего бизнеса, отдельным пунктом включающий в себя субсидии малому бизнесу[5]. Программа «Cубсидии на развитие малого бизнеса» призвана четко организовать систему малого бизнеса, установить за ней зоркий контроль и обеспечить каждому заявившему о себе предпринимателю широкую дорогу на пути к предпринимательской деятельности.

Государством предоставляется финансовая поддержка, в виде оказания субсидий малому бизнесу, имущественная, консультационного характера и принятие на себя обязательств по вопросам переподготовки сотрудников малого предприятия.

Очень хорошо развита кредитная поддержка, которая является хорошей альтернативой предоставленным субсидиям малого бизнеса, так как сумма бюджета, выделенного на эти цели, ограничена.

Кредитование малого бизнеса представляет для банков большой интерес из-за высокой доходности операций и небольших сроков оборачиваемости ссудного капитала[46, c.77].

И хотя многие крупнейшие российские компании предпочитают брать кредиты для бизнеса у иностранных кредиторов (поскольку те предлагают им более выгодные программы кредитования с низкими процентами), сотрудничество с малым бизнесом остается приоритетным направлением деятельности российских банков.

Чем больше размер кредита, тем меньше процентная ставка. Основной срок кредитования малого бизнеса до 5 лет, получить кредит на больший срок вам будет можно только по индивидуальной договоренности при положительной кредитной истории.

Оценочными показателями будут являться сумма, на которую может рассчитывать заемщик, процентные ставки и сроки кредитования. Существует большое количество кредитных продуктов для малого бизнеса, но в целом их можно разделить на наиболее распространенные виды:

· кредит на поддержку малого бизнеса (бизнес рост);

· кредит на развитие бизнеса (пополнение оборотных средств);

· инвестиционный кредит (проектное финансирование);

· партнерский кредит (льготные условия кредитования).

Сейчас каждый банк внедряет в свои программы кредитование малого бизнеса, понимая, что иначе выдержать конкуренцию со стороны постоянного увеличивающегося количества банков просто невозможно.

В настоящее время во многих регионах на местном уровне разрабатываются программы, целью которых является поддержание субъектов малого предпринимательства, в том числе за счет компенсации банкам части расходов на их кредитование.

Региональный акцент в поддержке малого бизнеса совсем не случаен [51]. Дело в том, что это позволяет на местах оценить основные потребности субъектов малого предпринимательства и сконцентрировать усилия на решении конкретных задач. Однако, разумеется, существуют и федеральные программы поддержки малого и среднего бизнеса. При этом в качестве одной из задач можно назвать финансовую поддержку этого сектора, которая осуществляется государственной корпорацией Банк развития и внешнеэкономической деятельности. Особенность указанной программы заключается в том, что кредитование предприятий рассматриваемого сектора осуществляется не напрямую Российским банком развития (РосБР), а через региональные банки[49].

Последние, вместе с тем, работают исключительно с теми кредитными продуктами, которые им предлагает РосБР. В Республике Мордовия к данным направлениям относятся: Программа ФИМ; Организации инфраструктуры; Продукт «Рефинансирование»; Продукт 2008.

Существенную роль в развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы[30, c.52].

В настоящее время действуют следующие налоговые льготы для малых предприятий:

— малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, имеют льготы по уплате налога на прибыль.

Так, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно — строительные работы) — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

— организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 10 миллионов рублей за каждый квартал уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Упрощение учета и налогообложения заключается в переходе на специальные налоговые режимы, например, на упрошенную систему учета, отчетности и налогообложения, так или на систему уплаты единого налога на вмененный доход.

Для юридических лиц упрощенная система учета, отчетности и налогообложения (УСН) включает: замену большинства налогов единым налогом на доход, упрощение бухгалтерского учета и отчетности, уменьшение количества бухгалтерских форм и налоговых расчетов. Упрощенная система предполагает уплату одного налога по результатам деятельности вместо большого числа федеральных, региональных и местных налогов.

Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система означает замену уплаты личного подоходного налога покупкой патента, ведение книги доходов и расходов.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) применяется для определенных видов деятельности: розничной торговли, бытовых услуг, общественного питания и др.[4].

С введением единого налога налогоплательщики, переведенные на его уплату, перестают уплачивать большинство федеральных, региональных и местных налогов. Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода, рассчитанного по базовой доходности на единицу условного показателя и количество таких единиц (торговая площадь, количество оборудованных рабочих мест, численность работающих и т. д.). Сертификат на уплату единого налога выдается на каждый конкретный вид деятельности отдельно.

Итак, отечественным налоговым законодательством предусмотрено достаточное количество льгот для субъектов малого предпринимательства. Главное — уметь ими грамотно пользоваться, не нарушая при этом закон и постоянно следя за изменениями в Налоговом кодексе.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: на что рассчитывать предпринимателям?

Решив начать свое дело, будущий предприниматель столкнется с рядом трудностей. Отсутствие знаний и необходимого капитала могут стать серьезными проблемами на пути к достижению цели. Государство стремится помочь гражданам. Сегодня действует ряд программ и иных форм помощи, направленных на оказание поддержки предпринимателям.

Это интересно:  Авторециклинг - "реинкарнация" старых автомобилей

Значение для предпринимателей государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Правительство РФ приняло программу социального и экономического развития страны до 2020 года. В ней отражены особенности оказания помощи малому и среднему бизнесу. Применение форм содействия направлено на создание здоровой конкуренции, а также улучшения общего уровня жизни населения.

Предоставление государственной поддержки упрощает запуск своего дела с нуля. Создавая компанию, предприниматель сталкивается с недостатком денежных средств и информации. Современные формы помощи способны выручить в сложившейся ситуации. Однако государственной поддержки не всегда достаточно для успешного старта. На сегодняшний день ведутся работы по модернизации сферы и внедрения в нее инновационных разработок.

Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Помощь предпринимателям оказывается в рамках федеральных программ. Присутствуют и региональные проекты. Мероприятия, проводимые в рамках федеральных программ, а также требования для участия в них устанавливаются приказом Минэкономразвития РФ. Он создается на основе действующего законодательства РФ, в частности ФЗ №209. В рамках программ реализуются следующие формы поддержки:

  1. Предоставление субсидий. В ряде ситуаций государство оказывает финансовую помощь на безвозмездной основе. Однако предприниматель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам программы. Размер субсидии может доходить до 300 000 рублей. Решение об ее предоставлении принимается после анализа бизнес-плана.
  2. Оказание бесплатных консультаций. Мероприятия проводятся на базе центров занятости, ФНС или Фондов по развитию бизнеса. Работники учреждений готовы ответить на вопрос предпринимателя, связанный с налогообложением, ведением бухгалтерии, планированию и других сфер, касающихся взаимодействия с государственными органами.
  3. Обучение ведению бизнеса. Региональные фонды по развитию бизнеса периодически проводят тренинги и лекции. Они направлены на оказание помощи начинающим предпринимателям. Посетить их может любой желающий. Однако потребуется предварительно записаться.
  4. Предоставление земли и помещений в аренду на льготных условиях. Предприниматель может получить во временное пользование участок земли или недвижимость. Это позволяет сэкономить на приобретении собственного помещения у частных лиц.
  5. Выдача льготных кредитов. Сегодня действует ряд программ, позволяющих получить деньги в долг на запуск и развитие своего дела под низкую процентную ставку.
  6. Допуск к участию в выставках и ярмарках на безвозмездной основе. Размещение продукции на бесплатных торговых площадках позволит уменьшить затраты на проведение рекламной компании.

Использование доступных форм государственной поддержки позволяет облегчить запуск своего дела с нуля.

Экспертное мнение со стороны федеральной электронной площадки РТС-тендер

В стратегии социально-экономического развития России до 2020 года говорится о том, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из основных приоритетов экономики. Меры господдержки имеют основную цель – обеспечить развитие МСП как одного из важнейших элементов рыночной экономики. В рамках реализации данной стратегии господдержка закреплена на законодательном уровне.

Как получить государственную поддержку МСП?

В частности, Закон о контрактной системе (44-ФЗ) обязывает заказчиков осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок.

С 4 января 2017 г. в рамках госзакупок вступило в силу новое правило: заказчики обязаны устанавливать процент привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков из числа МСП – не менее 5%.

С 1 мая 2017 г. вступили в силу изменения, предусматривающие, что если заказчик проводит закупку с ограничением – только для МСП – то предельный срок расчетов с таким поставщиком не должен превышать 15 дней с даты подписания заказчиком акта приемки. Раньше такой срок составлял 30 дней с даты подписания заказчиком акта приемки.

С августа 2016 года ФНС запущен в промышленную эксплуатацию Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр позволяет не только систематизировать и сделать более прозрачной сферу деятельности предпринимателей, но содержит сведения, влияющие на деловую репутацию МСП, например, сведения о заключенных контрактах в соответствии с Законом № 44-ФЗ или Законом № 223-ФЗ.

Вторым важнейшим нормативным актом, регламентирующим закупочную деятельность, является Закон № 223-ФЗ, предусматривающий обязанность корпоративных заказчиков по выполнению обязательной квоты размещения закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме 18%. При этом не менее 10% от этой квоты должно быть направлено заказчиками предпринимателям по итогам закупок, участниками которых могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Сервисы для МСП, упрощающие участие в государственных закупках

«Сегодня на площадке РТС-тендер существует комплексная система бесплатных сервисов и решений, упрощающих участие представителей МСП в закупках. Например, электронный документооборот с использованием электронной подписи, сервис по участию в закупках малого объёма, бесплатные аналитические отчеты, обучающие семинары, юридическая поддержка. В формате одного окна участники закупок могут в 1 клик получить нужные им финансовые продукты: банковские гарантии, тендерное кредитование и другие. Благодаря этому доля МСП в сделках по финсервисам на площадке РТС-тендер – стабильно выше 90%», — отмечает Владимир Лишенков, генеральный директор РТС-тендер.

Специально для представителей малого предпринимательства существуют различные бесплатные образовательные проекты. Так, в рамках всероссийской премии «Бизнес-Успех», организуемой Общественной организацией «Опора России» в партнёрстве с площадкой РТС-тендер, проводятся специальные мастер-классы для предпринимателей, посвящённые существующим налоговым преференциям и программам господдержки, а также экспресс-курс «Я — поставщик», на котором будущие участники закупок могут получить теоретические и практические знания, необходимые для начала работы в сфере государственного и корпоративного заказа.

Проблемы государственной поддержки малого бизнеса

Развитие бизнеса в России крайне противоречиво. Часто способы поддержки предпринимательства, закрепленные в нормативно-правовых актах, не реализуются на практике. Главными проблемами, препятствующими планомерному оказанию помощи со стороны государства, являются:

  • отсутствие эффективной законодательной базы;
  • увеличение налогового бремени;
  • бюрократизация государственных учреждений, на которые возложена надзорные функции;
  • отсутствие проработанной системы финансирования предпринимательства;
  • присутствие экономических проблем (Инфляция, рост цен во всех сферах производства).

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на малое и среднее предпринимательство. Однако государство предпринимает попытки исправить положение. Периодически внедряются новые формы поддержки бизнеса.

Основные направления государственной поддержки малого бизнеса

14 июня 1995 г. был принят закон №88-ФЗ. Он был направлен на реализацию конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности. Закон стал основой для нормирования нормативно-правовой среды, регламентирующей порядок оказания помощи бизнесу. Сегодня государственная поддержка осуществляется по следующим направлениям:

  • создание нормативно-правовой базы для помощи и развития представителям бизнес-сферы;
  • организация процесса подготовки кадров для малого предпринимательства;
  • формирование и обеспечение социальной защищенности в бизнес-пространстве;
  • создание льготных условий для использования предпринимательством информационных, финансовых и иных ресурсов;
  • включение представителей сферы в программы по ведению внешнеэкономической деятельности.

Чтобы ознакомиться с общими положениями оказания государственной помощи, стоит изучить закон №88-ФЗ.

Условия поддержки малого бизнеса

Потребуется подготовить и другую документацию. Готовый пакет бумаг для получения помощи от государства должен включать в себя:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документы об образовании;
  • трудовую книжку;
  • справка о средней заработной плате за 3 месяца на последнем месте осуществления трудовой деятельности;
  • ИНН;
  • СНИЛС.

Затем гражданин должен написать заявление с просьбой о предоставлении субсидии. В случае получения одобрения, предстоит зарегистрировать компанию. Человек может создать ИП или ООО. Выбор формы собственности зависит от планируемых масштабов бизнеса. Когда процедура завершена, на банковский счет поступит субсидия. Денежные средства можно потратить только на цели, предварительно указанные в бизнес-плане. Гражданину предстоит отчитаться, на что был потрачен капитал.

Деньги можно потратить и на погашение кредитов, которые были взяты для запуска бизнеса ранее. Кроме того, может быть осуществлена выдача займа со сниженной процентной ставкой.

Как получить кредит на поддержку малого бизнеса от государства

Если предприниматель хочет получить кредит на создание или развитие бизнеса, он может воспользоваться микрофинансированием в рамках государственной программы. Чтобы взять займ на развитие своего дела, владелец компании должен посетить фонд, специализирующийся на поддержке малого предпринимательства в конкретном регионе. Деньги в долг предоставляются на следующих условиях:

  • сумма кредита – 50 000-1 000 000 рублей;
  • период возврата денежных средств – 3-12 месяцев;
  • величина переплаты – 10%.

Деньги выдаются под залог, поручительство или банковскую гарантию. Воспользоваться государственной программой могут предприниматели, зарегистрировавшиеся в качестве ИП или создавшие ООО. Предоставление залога повысит вероятность вынесения положительного решения по заявке.

Обратиться можно и непосредственно в банк, принимающий участие в государственной программе. Фонд поддержки МСП в этом случае выступит в роли поручителя. Процедура получения кредита имеет следующий вид:

  1. Предприниматель обращается в Фонд поддержки МСП. Специалисты организации предоставляют список банков, принимающих участие в программе.
  2. Предприниматель знакомится с перечнем и выбирает наиболее подходящее учреждение.
  3. Владелец бизнеса узнает список необходимых бумаг, заполняет заявку и относит готовый перечень документации в банк.
  4. Бизнесмен дожидается решения кредитного учреждения. Если компания согласна выдать деньги в долг, потребуется повторно посетить Фонд поддержки МСП и попросить о поручительстве.

Деньги можно получить и на безвозмездной основе. Государство готово предоставить субсидию на развитие бизнеса. Чтобы воспользоваться ей, необходимо:

  1. Встать на учет в качестве безработного.
  2. Пройти тесты, а затем посетить специализированные курсы предпринимательства.
  3. Подготовить бизнес-план.
  4. Зарегистрироваться в качестве ИП.
  5. Открыть счет в банке.

Деньги, предоставляемые государством, имеют строго целевое назначение. За потраченные средства придется отчитаться. Кроме того, владелец бизнеса должен быть готов к внезапным проверкам.

Отечественный опыт поддержки малого бизнеса

Государство стремится оказывать помощь лицам, решившим начать свое дело. Помощь оказывается в соответствии с программами:

  • федеральной;
  • региональными;
  • отраслевыми и межотраслевыми;
  • муниципальными.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение программ осуществляется ежегодно за счет средств бюджетов разных уровней, а также других источников. Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства РФ.

Однако отрасль еще не так развита, как в других странах. Большая часть проблем возникает в связи с недостатком оборотных средств. Государство предоставляет субсидии и выдает кредиты на льготных условиях. Однако сумм, выдаваемых на безвозмездной основе, недостаточно, а получить займ на этапе запуска компании проблематично.

Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

В странах с развитой рыночной экономикой большое внимание уделяется кредитованию бизнеса. Для этих целей государство создает специальные структуры и фонды:

  • Администрация по делам малого бизнеса (США);
  • Кредит для средних и мелких фирм (Франция);
  • Корпорация страхового кредитования малого бизнеса (Япония).

Правительство стран ставит перед собой задачу сохранить и развить конкурентную среду, побуждающую производителей переходить на использование более эффективных технологий.

Государственные структуры зарубежных стран стремятся обеспечить максимальную правовую защиту интересов малого и среднего бизнеса. Например, в США в структуре Администрации по делам малого бизнеса создан отдел адвокатуры. Его главу назначает Президент, а утверждает Конгресс. Глава подотчетен только им.

Позднее в Администрации по делам малого бизнеса был создан отдел арбитража. В различных регионах страны представители структуры проводят слушания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса. Отдел выступает связующим звеном между предпринимательством и федеральными структурами.

Под эгидой все той же Администрации функционирует Институт в Интернете. Если предприниматель или студент хочет открыть свое дело, он может пройти бесплатную подготовку и пользоваться информационными ресурсами.

Сегодня в России существует большое количество структур и форм, созданных для оказания поддержки малому бизнесу. Однако значительная часть их функций остается нереализованной. Причиной служит несовершенство бизнес среды, особенно в инновационной сфере. Модернизация действующего законодательства и увеличение объемов оказываемой помощи может привести к изменению сложившейся ситуации.

В статье использовались материалы с сайтов:

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий